31 августа 2024
Как научиться жить: методики инклюзивного образования
Нет точного пособия или книги, которая бы отвечала на вопрос «Что делать, если у твоего ребенка ДЦП?». Узнав, что у их долгожданного чада неизлечимое заболевание, родители первым делом ищут чудо-таблетку, зарубежные способы борьбы, некую панацею. Однако со временем приходит осознание своего положения, тогда же приходит и понимание: лекарства нет, а ребенок есть, и ради него я готов пойти на все.
Так начался наш разговор с руководителем центра реабилитации и коррекции «DEMEY» Мадиной Ауреновой: с вопроса о том, какие вызовы существуют сейчас в сфере инклюзивного образования. Делясь своим опытом и знаниями, Мадина Даулетхановна подчеркивает, что один из самых важных аспектов – это ужасная нехватка специалистов узкого направления. «Допустим, есть специальность логопед, но не все логопеды работают с дизартрией. Это тяжелая форма речевого развития, в основном диагноз детей, которые болеют ДЦП». Руководитель «DEMEY» рассказывает о разных видах физической культуры: АФК и ЛФК. Адаптивной физической культурой (АФК) преимущественно занимаются дети с аутизмом, когда лечебной физической культурой (ЛФК) назначают малышам, болеющим ДЦП. Профессионалов этого направления также много пересчитать по пальцам.
Существующих зарубежных, отечественных методик по коррекции заболеваний достаточно. Центр «DEMEY», как описывает Мадина Даулетхановна, использует интегрированные методики лечения. В зависимости от индивидуального состояния ребенка подбирается тот или иной способ реабилитации. Например, говоря о нарушении опорно-двигательного аппарата, она предлагает кинезиотерапию, когда инструктор ЛФК (лечебной физкультуры) применяет комплекс одновременно всех методик по улучшению двигательной системы мышц. Помимо этого, есть также войта-терапия, разработанная чешскими учеными, и бобат-терапия, изначально зародившееся в Германии, но сейчас набравшее большую популярность по всему миру. К тому же, Мадина Ауренова упоминает PNF-терапию или проприоцептивную нейромышечную фасилитацию – один из видов двигательной гимнастики. Однако, несмотря на разнообразие методов лечения, 70% процентов работы все равно выполняет родитель. В первую очередь, это бытовые навыки: умение одеваться, умываться, кушать. Все эти навыки приобретаются дома. Также, общаться с людьми, здороваться, смотреть, слушать, выражать свое мнение: всему этому тоже учатся дома, и это основные моменты, которые необходимы любому человеку в дальнейшей социализации. Как поясняет Мадина Даулетхановна, инструктора и специалисты действительно играют важную роль в развитии детей, ведь они оценивают нынешнее их состояние и соответственно ему задают дальнейший курс действий, но именно родители понесут на себе основной груз ответственности.
Беседуя с Мадиной Даулетхановной, понимаешь, что родители особенного ребенка – герои, которым, однако, также необходима поддержка. Первое, что может сделать каждый – это перестать воспринимать детей с врожденными нейролептическими заболеваниями как неполноценных. Изменив свой взгляд на эти вещи, можно помочь в психологическом плане, как родителю, так и детям, замотивировав их на дальнейшее движение вперед. Настоящее содействие, а самое главное понимание, оказывает именно среда таких же родителей, которые разделяет все тяготы и сложности в заботе об особенном ребенке.
ДЦП – это не приговор, однако это факт. Пройдя через все стадии от полного отрицания до отчаянного принятия диагноза ребенка, душа родителей преодолевает долгий и тернистый путь. Наша задача всесторонне поддерживать инклюзивное образование, ведь право на полноценную жизнь является базовой потребностью любого человека. Как бы то ни было, а обучить человека жить – это одна из сложнейших задач, существующих на Земле.